Большинство моих духовно-еврейских публикаций в той или иной степени затрагивают вопросы еврейской духовности – что это такое быть евреем. Это вопросы о смысле еврейской жизни во всем нынешнем глобальном мире. Ответы на эти вопросы трудно найти в организованных религиозных еврейских общинах: ортодоксальные общины пытаются отгородиться от внешнего глобального мира, а реформистские общины пытаются слиться с ним. Я говорю это не понаслышке – это результат моих тридцатилетних поисков ответов на эти вопросы со многими раввинами во многих общинах.
Я вижу, что мои статьи привлекают внимание евреев и неевреев, и это меня радует. Среди участников дискуссий по моим статьям я вижу две группы действительно заинтересованных людей. Одна группа ищет духовную истину интеллектуально вместе со мной, а не отстаивают свою точку зрения, – поэтому с ней легко дискутировать. Вторая же группа заинтересована в отстаивании традиционного подхода недискуссионными методами, чтобы интерпретация этой группой духовной истины оставалась непоколебленной. Вторая группа оправдывает свои усилия по подавлению дискуссии тем, что, как они верят, я не предлагаю ничего для обсуждения, а публикую свои статьи только лишь из желания позлословить и опорочить профессионалов, в том числе и раввинов.
Давайте попробуем разобраться во всем этом, представив нашу дискуссию в виде простых вопросов и ответов. Это может дать возможность оппонентам второй группы выразить свои мысли не кулаками с пальцем вниз, как это они делают сейчас, а просвещенными словами, которые могли бы углубить понимание рассматриваемых проблем и приблизить всех нас к «истине от Всевышнего».
По сути своей, мы обсуждаем пять фундаментальных вопросов, определяющих суть еврейского бытия:
- Как надо понимать фундаментальное утверждение Торы, что Всевышний создал нас по своему образу и подобию.
- Как надо понимать миссию евреев как народа Избранного.
- Как надо понимать роль раввинов в оказании содействия евреям в выполнении их миссии Избранных.
- Как надо понимать взаимоотношение Письменной и Устной Торы.
- Как надо понимать христианство (и другие религии) с точки зрения миссии еврейского народа как Избранного.
Имеются два принципиальных подхода к поиску ответа на эти вопросы – один подход интеллектуальный, а другой традиционный.
Интеллектуальный подход (И) основывается на вере в то, что Всевышний создал мир постоянно развивающимся. Поэтому интерпретация основных положений Торы должна так же развиваться, чтобы можно было находить ответы в Торе на новые постоянно возникающие ситуации в жизни каждого. Поскольку Всевышний и Его указания полностью не познаваемы, новые интерпретации Торы должны приветствоваться как попытки приблизиться к познанию указаний Всевышнего по путям созидания нашего мира.
Традиционный подход (Т) считает, что в ходе еврейской истории были найдены «единственно правильные» интерпретации Торы, и им надо следовать – любое отклонение от этих интерпретаций это анафема, осуждаемая Всевышним.
Давайте рассмотрим пять упомянутых выше вопросов с интеллектуальной и традиционной точек зрения.
Как надо понимать фундаментальное утверждение Торы, что Всевышний создал нас по своему образу и подобию
(И) Всевышний создал всех по своему образу и подобию – тех, кого мы любим и понимаем, и тех, кого мы не понимаем и относимся настороженно.
Как и сам Всевышний, Он создал всех нас индивидуумами, а не коллективом. Поэтому в обязанность каждого иудея-индивидуума входит находить прямую духовную связь с Всевышним с тем, чтобы определять свои действия во всех жизненных ситуациях так, как это предусмотрел Всевышний в Своих Заветах, изложенных в Торе. Каждый индивидуум может советоваться с любым «профессионалом» перед принятием решения о том, как надо действовать, но решать надо ему самому.
Как и сам Всевышний, Он создал всех нас созидателями, чтобы мы продолжили Его работу созидания, начатую Им в Шесть Дней Сотворения Мира. Он создал нас не для молитв и ритуалов – молитвы и ритуалы создали мы сами, чтобы лучше подготовить себя к созидательной деятельности по проекту Всевышнего.
(Т) Да, действительно, так написано в Торе, что Всевышний создал нас по своему образу и подобию. Но что это такое, Он вложил в концепции Письменной Торы, которые были конкретизированы выдающимися раввинами в Устной Торе. И если мы следуем унифицированным для всех – коллективным – кодексом поведения в Устной Торе, мы тем самым живем «по образу и подобию Всевышнего».
А как понимать коллективный кодекс поведения, говорят нам профессионалы, прежде всего раввины, и мы обязаны следовать их советам-указаниям. Попытки поставить под сомнение их советы-указания это злословие и унижение раввинов.
Как надо понимать миссию евреев как народа Избранного
(И) Еврейский народ избран Всевышним для оказания Ему содействия в продолжении созидательной работы в нашем мире, созданном Им в «Шесть Дней Сотворения Мира», и к привлечению всех народов мира к такому созиданию по Его Проекту, изложенному в Торе. А для этого надо жить среди других народов, а не только в государстве Израиль, не быть в духовной изоляции.
Мы должны «подталкивать» других к дороге по Торе, живя среди них, показывая им своим примером как надо продолжать созидательную работу по Торе во всех областях человеческой деятельности. Религиозные обряды и ритуалы в семьях и синагогах являются подготовкой к такой созидательной работе, но не самоцелью.
(Т) Еврейский народ избран Всевышним для жизни по Торе в духовном уединении, и жизнь по Торе означает следование всем ритуалам, обрядам и предписаниям, изложенным в Устной Торе (Талмуде). И если мы живем праведно, по Торе, другие будут это видеть и следовать нашему примеру. Хотя мы и живем в духовной изоляции, но наш пример какими-то неведомыми путями дойдет до неевреев.
Как надо понимать роль раввинов в оказании содействия евреям в выполнении их миссии Избранных
(И) В обязанность каждого иудея-индивидуума входит находить прямую связь с Всевышним с тем, чтобы определять свои действия во всех жизненных ситуациях так, как это предусмотрел Всевышний в Своих Заветах, изложенных в Торе. Среди жизненных ситуаций, в которых находится еврей, наиболее нравственно сложными являются ситуации совместных действий с неевреями – на работе, в политике, в социальных организациях, в науке, при определении Добра и Зла, и т.п. Раввины могут помочь в нахождении правильных путей в различных жизненных ситуациях, но раввины не должны превращать свою паству в коллектив солдат, безропотно исполняющих команды, исходящие от раввина.
(Т) Раввины это профессионалы, и никто другой не может знать лучше них интерпретацию заветов Всевышнего, Его созидательного проекта и Его рекомендаций по поведению в различных жизненных ситуациях. Поэтому все последователи какого-то раввина (ученики, паства, синагогцы) должны следовать коллективно указаниям этого раввина. Сам статус раввина требует непременного уважения к его положению и абсолютного исполнения его указаний.
Как надо понимать взаимоотношение Письменной и Устной Торы
(И) Письменная Тора (Танах) – это не религия: это кодекс нравственности и дальнейшего созидания нашего мира, предназначенный Всевышним для всех – евреев, и неевреев. Письменная Тора лежит в основе религии иудаизма. Около двух тысяч лет тому назад евреи создали Устную Тору (Талмуд), в которой кодифицировали в виде обрядов и ритуалов Основные положения Письменной Торы.
Кодификация Письменной Торы в Устной Торе имела совершенно четкую цель. Этой целью было следующее. Евреи уходили в изгнание в разные страны мира из Земли Обетованной, и для того, чтобы они не ассимилировались в странах изгнания и могли везде узнавать друг друга, им нужны были единые ритуалы и обряды. И Устная Тора добилась этого – евреи остались единым народом в изгнании.
Они остались единым народом, но для чего они остались единым, ушло из области, где это единство должно было проявлять себя – в оказании содействия всем остальным в продолжение созидания нашего мира по проекту Всевышнего, в область ритуалов и обрядов, кодифицированных в Устной Торе.
Настало время намного больше внимания уделять Письменной Торе и действовать во внешнем мире в соответствии с ее концепциями – нас называют народом Торы не потому, что мы читаем Тору, а потому, что мы стараемся изменить мир в соответствии с ней.
И это самое главное в предотвращении ассимиляции – евреи, не понимающие, как надо исполнять миссию Избранных во всех областях своей жизни и работы, быстрее ассимилируются.
(Т) Устная Тора кодифицировала все самое существенное, что есть в Письменной Торе, и единственный способ предотвратить ассимиляцию евреев это следовать канонам Устной Торы в относительной изоляции от всего нееврейского мира – контакты с нееврейским миром усиливают ассимиляционные тенденции.
Как надо понимать христианство (и другие религии) с точки зрения миссии еврейского народа как Избранного
(И) На основе Письменной Торы (Танах) евреи создали свою религию иудаизм, ритуалы и обряды которой сконцентрированы в Устной Торе (Талмуд) и в ряде раввинских постановлений.
На основе Письменной Торы многие нееврейские народы создали другую религию – христианство, которая учитывает исторические традиции нееврейских народов (и возможно, их специфическую генетическую композицию).
Таким образом, Тора одна для всех, а религий, основанных на Торе, может быть много (как и языческих религий, основанных не на Торе). Поэтому христианство надо рассматривать как реализацию миссии еврейского народа как Избранного – реализацию миссии Избранных в части привлечения нееврейских народов к созиданию мира по концепциям Торы.
История враждебных взаимоотношений евреев с христианами это, скорее всего, результат политической борьбы за власть над народами – над умами людей, а не отвержение Торы. И такая политическая борьба за умы людей характерна и для взаимоотношений между разными враждующими еврейскими общинами – от ультра ортодоксальных до ультра реформистских.
Поскольку существует религия ислама, не основанная на Торе, и воинственная часть ислама исламизм, провозглашенной задачей которого является ликвидация иудаизма и его носителями евреями и ликвидация христианства с превращением христиан в мусульман, насущной задачей выживания евреев и христиан является создание иудейско-христианского содружества для борьбы с общим врагом.
(Т) Только религия иудаизма является истинной – все остальные, в том числе и христианство, это уход в сторону от Заветов Всевышнего. Поэтому мы, евреи, не должны искать никакой духовной общности с христианами – когда придет Мессия, он с ними и разберется.
Я здесь изложил мое понимание различных аспектов духовности общин (И) и (Т), и хотелось бы увидеть мнение читателей по их пониманию всех этих вопросов. Я полностью на стороне интеллектуального подхода – (И) – в определении сути еврейского бытия. А вы?