Существует ли единый еврейский народ, или под этим именем скрывается множество разобщенных групп
Наша дискуссия по различиям между традиционной и интеллектуальной интерпретациями Торы приводит к этому вопросу – не настолько ли мы разъединены духовно, что понятие «еврейский народ» это, скорее всего, миф. В чем же все-таки основные расхождения – не в эмоциональном восприятии, а по существу.
Мне представляется, что по существу эти расхождения незначительны по сравнению с тем, что объединяет все еврейство, и я попытаюсь показать это.
Начну с моего ответа одному профессиональному защитнику традиционной интерпретации Торы:
«Вы честно излагаете свое и своей секты традиционное понимание Торы, и у меня нет никаких возражений против этого.
И я уважаю вашу интерпретацию, и я даже могу понять нежелание раввинов вашей секты вступать в дискуссию со всеми сомневающимися интеллектуалами. Таковы правила вашей секты.
И я согласен с вашим утверждением, что ваша секта сохранила Тору для еврейского народа.
И у меня нет никаких возражений, когда вы отделяете себя от всего еврейского народа, называя себя иудеями – это ваше право.
И у меня нет возражений, когда вы называете подавляющее большинство евреев светскими, отделяя себя, иудея, от них, светских. Если эти светские действуют по повелению Торы даже на генетическом уровне, не получив поучений от вас, профессионалов, слава им – они исполняют заветы Всевышнего.
То, с чем я и большинство еврейского интеллектуального народа не согласны, это то, что Тора имеет только одну истинную интерпретацию, и вы являетесь властителями этой единственной интерпретации».
Итак, я не согласен с утверждением, что только одна какая-то секта (давайте назовем это не сектой, а самым мудрым еврейским религиозным образованием) живет по заветам Торы, а все остальное еврейство ушло от Торы. И я не согласен с утверждением, что разделение еврейского народа на евреев и иудеев («чистых» и «нечистых»), или по каким-то другим признакам (реформисты-ортодоксы, светские-религиозные, харедийные-модерные …), лучше единства еврейского народа, основанного на какой-то интерпретации Торы, с которой большинство может согласиться.
Тора полностью не познаваема, как полностью непознаваем сам Всевышний. Тору можно познать только через многократные ее интерпретации и проверку этих интерпретаций в реальной жизни.
Тот, кто считает, что он однозначно в последней инстанции познал Тору, поднимает себя до уровня Бога и тем самым становиться земным божком. А это прямое нарушение Десяти Заповедей.
И здесь я хочу отметить роль газеты «Еврейский Мир», ведущей эту дискуссию, несмотря на попытки многих, в том числе и некоторых технических работников самой газеты, ликвидировать эту дискуссию. Если бы «Еврейский Мир» обсуждал бы только точки зрения одной традиционной общины, это был бы не «Еврейский Мир», а «Одна восьмая Еврейского Мира».
В нашем едином еврейском мире сторонники интеллектуальной интерпретации Торы ищут то, что нас объединяет, а сторонники традиционной интерпретации ищут то, что нас разъединяет.
Так в чем же мы все-таки расходимся? И можно ли за пределами этих расхождений найти намного более существенное общее, что делает наш народ единым в его понимании сути еврейства? Попробуем рассмотреть возможность сближения расхождений интеллектуальной и традиционной интерпретаций Торы, и нахождения на этой основе духовного единства всего еврейского народа, на примере следующих четырех ключевых вопросов.
(1) Еврей это тот, жизнь которого определяется канонами Торы сознательно или бессознательно – Торы, которую его предки получили на Горе Синай из рук Всевышнего и передали ему по цепи поколений.
Сознательно – это когда еврей постоянно изучает Тору дома или в синагоге и может для каждого своего действия привести в поддержку соответствующее высказывание мудрецов Торы. Бессознательно – это когда его гены, сформировавшиеся в ходе более чем трех тысячелетнего жизни по еврейским традициям, толкают его на действия помогать Добру и бороться со Злом по Торе.
Рождение в еврейской семье это необходимое, но не достаточное условие. Если бы рождение в еврейской семье было бы достаточным условием, тогда Каддафи с Ахмадинджадом, Троцкий с Кагановичем, и перешедшие в христианство или в ислам евреи … были бы настоящими евреями. А все они воевали против организации нашего мира по концепциям Торы и против организаторов этого евреев. Значит, чтобы быть евреем, надо не только родиться в еврейской семье, но и действовать по канонам Торы – с помощью раввинов или на основе индивидуального изучения Торы и еврейской истории.
В практическом плане все это сводится к следующему: мы должны считать евреями только тех, кто добровольно следует внутреннему призыву жить по Торе – сознательно или бессознательно. Кто сознательно не хочет делать этого, тот не с нами. Он может быть хорошим человеком, но он не часть еврейского народа.
Мне представляется, сторонники традиционной и интеллектуальной интерпретации Торы могут согласиться с этим, поскольку это не противоречит самому духу Торы. И это то, что делает еврейский народ духовно единым.
(2) Тора говорит, что Всевышний выделил еврейский народ из всех остальных народов и сделал этот народ избранным для определенной миссии на земле нашей среди других народов, и самое главное, что делает еврея евреем, – это исполнение этой миссии. Это и есть жить и действовать по канонам Торы.
Существуют две основных интерпретации этой миссии.
Одна из них – жить в духовной изоляции от нееврейских народов, исполнять в этой изоляции все традиционные ритуалы и обряды, и жить по моральным принципам Торы, интерпретированным для условий такой изоляции. Только так, сторонники этой интерпретации утверждают, можно сохранить Тору.
Вторая интерпретация – это жить среди других народов (скажем, до прихода Мессии) с тем, чтобы оказывать содействие в организации там жизни по концепциям (нравственности) Торы.
Мне представляется, что сторонники традиционной и интеллектуальной интерпретации Торы могут согласиться с тем, что это эти две интерпретации могут мирно сосуществовать в еврейском народе, поскольку они корнями своими уходят в Тору. И это то, что делает еврейский народ единым.
(3) Тора дана Всевышним для всех людей, которых Он создал по своему образу и подобию (с особыми указаниями для своих избранных). Поэтому надо стремиться к объединению людей под флагом Торы, а не к их разъединению. И в первую очередь это относиться к христианам, религия которых создана евреями на основе Торы – своего рода Тора для неевреев.
Одно из главных возражений против духовного сближения евреев и христиан заключается в том, что, как многие верят, такое сближение ведет к ассимиляции, к победе христианского миссионерства.
Мне представляется, что страх ассимиляции и миссионерства овладевает евреями со слабой верой в свою собственную религию и нравственность. Такие евреи бояться соприкосновения с внешним миром и открытых дискуссий с этим миром, потому что у них за «духовной душой» нет ничего, чтобы рассказать всем иноверцам, почему евреям дана Богом миссия избранных, и как эта миссия направлена на усиление материального и духовного благополучия всех остальных.
К счастью, большинство евреев этого не боится. У большинства евреев есть подсознательное чувство гордости за то, что они вошли в этот мир евреями.
Мне представляется, что сторонники традиционной и интеллектуальной интерпретации Торы могут согласиться с тем, что пугало ассимиляции не должно разъединять еврейский народи не должно изолировать его от других народов мира – он должен быть единым на основе многоплановой интерпретации Торы, которая дает возможность быть едиными при гигантском разнообразии мнений. Такие мы и есть, а если мы такие, значит, так нужно Всевышнему. И это делает еврейский народ единым.
(4) И последнее – как надо учить Тору.
Я к этому пришел на своем собственном опыте, изучая Тору со многими раввинами и дискутируя концепции Торы со многими группами.
Естественно, Тору надо учить, как ее традиционно учили и учат – как свод законов, которым надо следовать, не подвергая их сомнению.
Но чрезвычайно важен и другой – интеллектуальный – подход, в котором Тору надо учить как фундаментальные духовные правила, которые должны лежать в основе любых законов, принимаемых во всех сферах человеческой жизни – в политике и экономике, науке и технологии, искусстве и литературе, безопасности и государственном регулировании. Приведу несколько примеров из Десяти Заповедей.
«Не создавай земных богов» – что это такое, как определить тот момент, когда авторитарный руководитель (президент, премьер, лидер) становиться земным богом?
«Не воруй» – что это такое, как определить тот момент, когда налоговое обложение становиться воровством?
«Не возжелай того, что принадлежит другим» – что это такое, не является ли любимое многими «перераспределение богатств» нарушением этой заповеди?
«Не убий» – что это такое, как определить тот момент, когда приближающееся к тебе Зло должно быть убито?
И такой подход сможет объединить еврейский народ в изучении Торы.
Очень хорошо было бы, если бы мы, евреи, начали объединяться на основе Торы, сохраняя всю свою многоплановость, и начали укреплять духовные связи со всеми остальными для продвижения идей Торы.
Зашла в Ваш блог по Вашему приглашению. Статья впечатлила, особенно это: ” надо стремиться к объединению людей под флагом Торы, а не к их разъединению. И в первую очередь это относиться к христианам, религия которых создана евреями на основе Торы – своего рода Тора для неевреев.” Всегда считала, что евреи нетерпимы к христианам, но вижу здесь обратный пример, чему удивлена и рада. По материнской линии я – еврейка, но исповедую православие (не поверхностно). Тора для меня одна из Священных Книг Завета, данного нам Богом.
Часто читаю русскоязычные израильские форумы и нахожу там совсем мало верующих, что конечно растраивает. Мир катится к язычеству, т.к. заповеди – это прежде всего самоограничение, хотя и христианство испытывает упадок по той же причине.
Хотелось бы сказать и об Исламе, ведь Коран в чистом виде без вакхабистских толкований в определённой мере можно рассматривать как Тору для мусульман, но к сожалению все современные террористические исламские группировки искажают ту книгу, которая представляет собой Тору пусть и в странном пересказе, и также становятся язычниками выходя из под Закона.